Печать
Просмотров: 2038

В 2015 году Генеральная Ассамблея ООН приняла глобальную повестку дня — Цели устойчивого развития, которая включала 17 целей по решению широкого спектра современных экономических, социальных, экологических проблем человечества: от ликвидации нищеты до обеспечения наличия и рационального использования водных ресурсов и санитарии для всех; от обеспечения гендерного равенства до создания стойкой инфраструктуры, содействие всеохватной и устойчивой индустриализации и инновациям.

Четвертая цель — «Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех» — напрямую касается образования. В сфере образования, в отличие от предыдущей Глобальной инициативы ООН, цель тысячелетия, которая действовала с 2000 по 2015 г. и ограничивалась в основном задачами обеспечения всеобщего начального образования и равенства доступа к образованию всех детей, новая инициатива включает задачи, связанные с качеством образования, профессиональной подготовкой молодого поколения, и многие другие. Всего цель устойчивого развития в сфере образования (ЦУР-4) включает 11 задач, которые конкретизируются 42 индикаторами.

Предполагается, что страны, утвердившие Глобальную повестку дня, будут строить свою политику, в том числе образовательную, исходя из целей и задач устойчивого развития. Однако при первом взгляде на эти цели, задачи и индикаторы их достижения ЦУР-4 возникает вопрос: какое это к нам имеет отношение? Например, задача 6 гласит: «К 2030 году обеспечить, чтобы все молодые люди и значительная доля взрослого населения, как мужчин, так и женщин, умели читать, писать и считать», — и измеряют ее достижение такие индикаторы, как доля грамотных среди молодежи и взрослого населения и доля молодых людей и взрослых, охваченных программами ликвидации безграмотности. Или задача 4.c «К 2030 году значительно увеличить число квалифицированных учителей, в том числе посредством международного сотрудничества в подготовке учителей в развивающихся странах, особенно в наименее развитых странах и малых островных развивающихся государствах», решение которой оценивает индикатор «Доля учителей в a) дошкольных учреждениях; b) начальной школе; c) младшей средней школе; и d) старшей средней школе, прошедших до начала или во время работы по меньшей мере минимальную организованную профессиональную учительскую подготовку (например, педагогическую) на соответствующем уровне в данной стране». Или доля школ, имеющих электричество и канализацию (задача 4.а)?

Проблема всеобщей грамотности в России решена давно, уровень образования российских учителей достаточно высок (91% школьных педагогов имеет высшее образование, практически все остальные — среднее профессиональное педагогическое образование, и по закону каждый из них проходит повышение квалификации не реже одного раза в четыре года), участие женщин в образовании даже выше, чем мужчин, кроме разве что аспирантуры, а задачи, поставленные в национальном проекте «Образование» в области оснащения школ (широкое внедрение цифровой образовательной среды), явно указывают на то, что электричество и «базовые средства для мытья рук» не принадлежат к приоритетам совершенствования школьной среды.

Возможно, стоит просто сказать, что у нас все в порядке, мы решили задачи достижения ЦУР-4 и заняться своими делами? Тот факт, что невозможно сформулировать одинаковые задачи для стран с разным уровнем экономического развития и разными возможностями развития образования, очевиден. Поэтому в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, 70/1 «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», принятой 25 сентября 2015 года, зафиксировано, что «цели и задачи в области устойчивого развития носят комплексный и неделимый характер, являются глобальными по своему характеру и универсально применимыми, и при этом обеспечивают учет различий в национальных реалиях, возможностях и уровнях развития и уважение национальных стратегий и приоритетов. Задачи сформулированы в форме пожеланий глобального характера, при этом каждое правительство устанавливает свои собственные национальные задачи, руководствуясь глобальными пожеланиями, но принимая во внимание национальные условия». В той же резолюции указывается, что страны разрабатывают и национальные системы показателей достижения ЦУР.

Поэтому необходимо рассматривать задачи и индикаторы ЦУР-4 с точки зрения духа, а не буквы. В этом случае, задача обеспечения грамотности молодежи и взрослого населения трансформируется в задачу обеспечения функциональной грамотности. Данные для оценки решения этой задачи обеспечены участием России в международном обследовании компетенций взрослого населения (PIAAC — The Programme for the International Assessment of Adult Competencies). Это обследование проводилось Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в нем приняли участие большинство развитых стран мира, в том числе и Российская Федерация. В целом российские показатели в этом обследовании выше средних по странам ОЭСР. Но есть и проблемы, одна из них заключается в том, что российское среднее профессиональное и высшее образование дают очень маленький, ниже, чем в других странах, прирост функциональной грамотности по отношению к старшей школе. Иными словами, не касающаяся нас на первый взгляд задача повышения грамотности населения при ее трансформации становится не только осмысленной, но и актуальной, «принимая во внимание национальные условия». Аналогичная ситуация наблюдается и с другими задачами.

Задача 1. Качественное образование

«К 2030 году обеспечить, чтобы все девочки и мальчики завершали получение бесплатного, равноправного и качественного начального и среднего образования, позволяющего добиться востребованных и эффективных результатов обучения».

Если ее рассматривать в контексте предложенных индикаторов, то речь идет о равенстве участия в начальном и среднем образовании всех детей и об обеспечении минимального уровня навыков чтения и письма. Эти задачи в нашей стране решены, что подтверждают международные обследования качества образования, в которых участвуют в том числе и наиболее развитые страны мира. В начальном образовании наши четвероклассники занимают лидирующие позиции в мире, на уровне основной школы достижения российских учащихся по данным международного обследования PISA несколько ниже, хотя близки к уровню развитых стран мира. Так что здесь есть задачи, которые предстоит решать, и это зафиксировано в национальном проекте «Образование», одна из двух целей которого — «обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования». Причем здесь важен не только средний балл, но и то, какая доля детей осваивает компетенции чтения и математики на минимальном уровне.

Не менее важен и аспект равенства доступа к качественному образованию. В контексте нашей страны речь идет о равенстве не по гендерному признаку, а по признаку места проживания. Проблема качества образования в сельских школах и школах малых городов остается актуальной в нашей стране в связи с ее размерами, широкой вариацией условий работы школ и их обеспечения ресурсами и педагогическими кадрами высокой квалификации.

Задача 2. О педагогических кадрах

Мы уже говорили, что оценка уровня достижения ЦУР-4 по принятым показателям вполне благоприятна для нашей страны. Более того, уровень решения этой задачи в России превышает средние показатели стран Европы и Северной Америки.

Рис 1. Доля учителей в дошкольных учреждениях и средней школе, прошедших по меньшей мере минимальную организованную педагогическую подготовку, %

В то же время в кадровом обеспечении средней школы в России имеется ряд проблем, которые связаны, во-первых, со значительной долей пожилых педагогов и, во-вторых, с необходимостью изменения системы подготовки учителей и массовым повышением квалификации в связи с внедрением федеральных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС). Решение данной задачи реализуется в рамках федерального проекта «Учитель будущего», который предусматривает внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50% учителей общеобразовательных организаций

Помимо модификации задач достижения целей устойчивого развития в контексте национальной образовательной политики представляется важным рассмотреть показатели достижения ЦУР-4 в сравнении с показателями развитых стран. Надо отметить, что отдельные задачи достижения целей устойчивого развития в сфере образования актуальны для нашей страны и в исходном виде.

Во-первых, это участие детей в дошкольном образовании. Охват детей дошкольным образованием стал сегодня приоритетом образовательной политики во многих странах, в том числе развитых. Внимание к дошкольному образованию, особенно образованию младших возрастных групп, было привлечено сравнительно недавно, когда нобелевский лауреат по экономике Д. Хекман опубликовал результаты исследования (James Heckman & Pedro Carneiro, 2003. Human Capital Policy. NBER Working Papers 9495, National Bureau of Economic Research, Inc.), в котором было показано, что инвестиции в раннее развитие детей являются наиболее эффективными из всех вложений в образование.

Задача 3. Доступность дошкольного образования

Естественно, что в рамках ЦУР-4 дошкольному образованию также уделяется повышенное внимание, ему посвящена отдельная задача:

«Гарантировать к 2030 году, что все девочки и мальчики получат доступ к качественному развитию и дошкольному образованию, обеспечивающему готовность к начальному образованию». 

Данные об охвате детей дошкольным образованием по возрастным группам говорят о том, что если по показателям участия детей в предшкольном образовании (дети в возрасте от трех до пяти лет) отставание от среднего значения по странам ОЭСР незначительно, то по охвату программами раннего развития детей в России в два раза ниже, чем в странах ОЭСР. Частично это объясняется тем, что в последнее десятилетие основное внимание в области дошкольного образования уделялось именно предшкольному образованию. В результате охват детей образованием за год до поступления в школу достиг в нашей стране 93%. Теперь внимание должно быть сосредоточено на расширении охвата детей младших возрастов программами раннего развития.

Решение этой задачи предусмотрено в рамах национального проекта «Образование». Федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей», направлен на выполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №204 в части создания условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет.

В современном мире со стремительно обновляемыми технологиями, появлением новых профессий, знания и навыки устаревают также быстро. В этих условиях необходимость обучения и повышения квалификации на протяжении всей жизни становится необходимым условием роста экономики и успешности отдельного человека. Этой проблеме посвящена задача 4.3 ЦУР-4: «К 2030 году существенно увеличить число молодых и взрослых людей, обладающих востребованными навыками, в том числе профессионально-техническими навыками, для трудоустройства, получения достойной работы и занятий предпринимательской деятельностью». Уровень решения этой задачи измеряет глобальный индикатор «Коэффициент участия молодежи и взрослых в формальном и неформальном образовании и подготовке за последние 12 месяцев, по полу». Россия по этому показателю имеет одно из самых низких значений (20%) среди развитых стран мира.

Проблема в полной мере осознана руководством Российской Федерации. Задача повышения охвата образованием взрослых поставлена в национальном проекте «Образование» и решается в рамках федеральных проектов «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» и «Новые возможности для каждого», которые направлены на:

Источник: https://www.if24.ru/udaetsya-li-rossii-povyshat-kachestvo-obrazovaniya/