Введение
ВВЕДЕНИЕ
Образование в современном мире играет одну из главных ролей, поскольку является основным источником генерирования, совершенствования и развития человеческого капитала, а, следовательно, и ресурсом социально-экономического развития стран, прогресса общества и повышения благосостояния отдельного человека. В связи с постоянными и быстрыми изменениями технологий, главным образом информационных, а также различного рода инновациями в социальной сфере, наблюдается постепенная модификация системы образования как в Российской Федерации, так и во всем мире.
В принятой 25 октября 2015 года Генеральной Ассамблей Организации Объединенных Наций резолюции «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» образованию уделена особая роль. Четвертая из 17 Целей устойчивого развития (ЦУР-4) сформулирована как «Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех».
Страны – члены ООН приняли на себя обязательства по обеспечению достижения ЦУР-4 на основе решения 11 задач и достижения соответствующих им 43 индикаторов. В документах, связанных с Повесткой дня до 2030 года[1] предполагается, что каждая страна разработает в дополнение к индикаторам достижения Целей устойчивого развития собственную Национальную систему показателей, конкретизирующую инструмент мониторинга прогресса в достижении ЦУР, исходя из национальных приоритетов и с учетом национального контекста.
Для выработки эффективной образовательной политики необходимо определить ключевые направления развития национальной образовательной системы на основе:
- гармонизации национальных приоритетов развития образования и целей устойчивого развития в сфере образования;
- с учетом современных мировых тенденций.
Предлагаемый документ «Ключевые направления развития российского образования для достижения Целей и задач устойчивого развития в системе образования» до 2035 г.» включает:
- Анализ современных тенденций развития образования в современном мире, движущих это развитие драйверов и влияющих на него факторов
- Анализ связи ЦУР-4 и российской образовательной политики и модернизацию задач по достижению ЦУР-4 в России с учетом приоритетов социально-экономического развития страны и характеристик национальной образовательной системы
- Определение ключевых направлений развития российского образования до 2035 г. для обеспечения достижения Целей устойчивого развития и с учетом современных мировых тенденций развития образования по уровням образования от дошкольного до среднего профессионального, включая и дополнительное образование детей
- Оценку вызовов и угроз в области развития образования и полномасштабного достижения ЦУР-4 в Российской Федерации, а также условия и меры, обеспечивающие достижение Целей устойчивого развития в области образования в России
- Организацию и показатели мониторинга достижения Целей устойчивого развития в области образования в Российской Федерации.
Драйверы, факторы и тенденции развития образования в России и в мире
Драйверы, факторы и тенденции развития образования в России и в мире.
Обобщение нормативных, аналитических, статистических и социологических материалов из международных и российских источников позволяет выявить ключевые драйверы развития образования в России и в мире, основные факторы и тенденции развития современного образования. Сочетание представленных драйверов, их комбинация, целенаправленная деятельность государства по управлению в системе образования, а также влияние труднопрогнозируемых факторов из других социальных, экономических, политических систем, новых научно-технических изобретений и инноваций в сфере коммуникации могут определить тот или иной вариант сценария развития российского образования.
К ключевым драйверам дальнейшего развития образования можно отнести следующие:
- Уровень финансирования образования – повышение уровня в %-составляющей от ВВП до уровня развитых стран, ликвидация диспропорций в оплате труда по территориальному признаку.
- Модернизация образовательных стандартов - создание гибких, мобильных и формирующих образовательной деятельности материалов, предельно конкретных и отражающих состояние образовательных организаций.
- Дебюрократизация образовательной деятельности – снижение общего количества проверок и формальной отчетности.
- Повышение эффективности управления – использование современных технологий управления, прогнозирования и принятия решений.
- Повышение системы оценки качества образования и труда педагогов – внедрения простых, понятных и эффективных механизмов непредвзятой и справедливой оценки.
- Повышение престижа педагогической профессии, а значит социального статуса и мотивации педагогов.
- Модернизация воспитательной системы образования – с учетом того, что именно качество воспитания определяет социализацию и интеграцию в общество и развитие «гибких навыков», равно как и поддержание всего общества за счет преемственности поколений и исторических традиций.
- Развитие кадрового потенциала преподавателей и управленцев в сфере образования за счет проектной деятельности, формирования навыков лидерства и стратегического мышления.
Анализ результатов исследований, мониторингов развития образования, осуществляемых международными организациями и статистических данных, имеющихся в международных базах данных, позволяет выделить ряд ключевых факторов, оказывающих влияние на развитие образования и связанных с ними тенденций.
К этим факторам в первую очередь относятся:
- Возрастающая социальная дифференциация в мире порождает запрос на социальную мобильность. Для образования это означает требование поддержки детей из малообеспеченных и/или социально неблагополучных семей.
В результате можно зафиксировать несколько тенденций:
Значительный рост охватов начальным образованием, особенно программами раннего развития детей младших возрастов (до 3 лет).
Создание систем поддержки отстающих учащихся в начальной и средней школе.
Льготы для поступления на следующую после школы ступень образования для детей из малоимущих семей.
Создание системы поддержки отстающих учащихся через развитие системы дополнительного образования детей.
- Близкий к первому фактор – стремительный рост миграции из стран с низким уровнем развития и горячих точек в страны Западной Европы и Северной Америки. Достаточно сказать, что в 2015 г. в большинстве стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) не менее одной пятой 15-летних учащихся были иммигрантами или имели иммигрантские корни[2]. Для образовательных систем это безусловный вызов, требующий не только дополнительных ресурсов, но и разработки новых образовательных программ, программ подготовки учителей и т.д.
Этот фактор также повлиял на политику обеспечения участия детей в дошкольном и школьном образовании и привел к созданию новой масштабной подсистемы дополнительного образования - в 23 странах с высоким доходом на дополнительных внешкольных курсах по овладению грамотностью занимались 53% малограмотных учащихся – иммигрантов в первом поколении[3].
- Важнейшим фактором, определяющим развитие образования сегодня, является изменение технологической и социально-экономической среды, нарастание неопределенности относительно будущих требований к работнику со стороны рынка труда и общества. В результате меняются:
- требования к содержанию образования на всех уровнях;
- понимание качества образования;
- требования к организации обучения.
В аспекте развития образования ответом на этот вызов стали такие тенденции как: повышение гибкости образовательных программ, доли курсов по выбору в учебном плане, обеспечивающих реализацию индивидуальных образовательных траекторий, переход от изучения отдельных предметов к комплексам наук (науки о природе, об обществе и др.), перенос внимания от знаний по отдельным предметам на надпредметные компетенции на всех уровнях в школьного образования.
В части организации образования - повышение гибкости образовательных программ, доли курсов по выбору в учебном плане, обеспечивающих реализацию индивидуальных образовательных траекторий, сочетание образования в традиционных образовательных организациях с он-лайн обучением и получение образования в нескольких образовательных организациях одновременно, причем не обязательно реализующих программы одного уровня.
- Рост запроса на профессиональные компетенции со стороны рынка труда. Повышение уровня требований к профессиональным компетенциям со стороны рынка труда приводит к снижению уровня занятости выпускников общеобразовательных программ. Отчетом на этот запрос стала тенденция повышения охвата молодых людей в возрасте обучения в старшей школе профессионально-техническими программами, все больше выпускников основной школы выбирают для продолжения обучения программы, по окончании которых выпускники кроме диплома о полном среднем образовании получают документ о профессиональной подготовке, признаваемый на рынке труда.
- В то же время меняется и характер запроса со стороны рынка труда на подготовку студентов СПО. В условиях роста темпов обновления технологий и продукции, снижается запрос на узкоспециальную профессиональную подготовку, и на ведущие позиции, помимо общих профессиональных навыков (владение информационными технологиями, азами предпринимательства и др,) выходят такие аспекты как общие компетенции: готовность к обучению и умение учиться, умение работать в коллективе, дисциплинированность, креативность и др. Уровень владения этими навыками и этих компетенций сложно оценить тестированием и другими контрольно-измерительными инструментами, но он достаточно наглядно проявляется в практической деятельности. В частности, и по этой причине основное требование работодателя сегодня – наличие опыта работы[4]. Эти факторы оказывают значительное влияние на образовательные программы, реализуемые и в общеобразовательных организациях, и организациями СПО.
- Еще один фактор, воздействующий на развитие образования – растущее требование повышения эффективности расходов на образование. Он связан в первую очередь с повышением уровня участия населения в образовании, требованиями бесплатного образования для детей и молодых людей из социально-незащищенных семей, дополнительными расходами в связи с нарастающим миграционным потоком в развитые страны. Результатом действия этого фактора стали такие тенденции, как увеличение соотношения учащихся и преподавателей на всех ступенях школьного образования, децентрализация управления образованием с передачей значительной части полномочий на уровень местного самоуправления и школы.
- Отношение к образованию и ожидания, связанные с образованием со стороны общества, также трансформируются. Наряду с традиционным взглядом на образование как средство повышения шансов на трудоустройство, получения более высоких доходов развивается и запрос на социальные эффекты образования, связанные с коммуникабельностью, лучшими социальными позициями в обществе. Приведенные в исследовании ОЭСР результаты исследований показывают, что с ростом уровня образования его социальные эффекты усиливаются. Этот запрос со стороны общества также ставит перед образованием новые задачи и требует адекватной реакции.
Цели устойчивого развития в области образования и национальная образовательная политика
Цели устойчивого развития в области образования и национальная образовательная политика
Вопросы образования в России являются безусловными приоритетами национальной политики социально-экономического развития страны. В 2000 г. Постановлением Правительства[5] была утверждена Национальная доктрина образования в Российской Федерации - основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритет образования в государственной политике. Образованию отведена ключевая роль и в последних нормативных актах высшего уровня, в первую очередь в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204. Национальный проект «Образование», направленный на реализацию Указа Президента, утвержден по итогам заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 года.
Цель 4 Повестки дня в интересах устойчивого развития - Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни и задачи по ее достижению нашли непосредственное отражение в стратегических документах Российской Федерации по развитию образования в стране.
Связь приоритетных направлений и задач Национального проекта «Образование» и задач ЦУР-4 представлена в таблице 1.
Таблица 1 – Связь приоритетных направлений и задач развития образования в Российской Федерации и задач по достижению Целей устойчивого развития в области образования
Задачи Национального проекта «Образование» |
Задачи ЦУР-4
|
|
Современная школа. Внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология» |
|
4.1 |
Успех каждого ребенка: формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся |
4.2 |
|
Поддержка семей, имеющих детей: создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье |
4.3 |
|
Цифровая образовательная среда: создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней |
4.4 |
|
Учитель будущего: внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций |
|
4.5 |
Молодые профессионалы: модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ |
4.6 |
|
Новые возможности для каждого: формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими |
|
4.7 |
Социальная активность: создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтерства) |
4.a |
|
Экспорт образования: увеличение не менее чем в два раза количества иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования и научных организациях, а также реализация комплекса мер по трудоустройству лучших из них в Российской Федерации |
4.b |
|
Социальные лифты для каждого: формирование системы профессиональных конкурсов в целях предоставления гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста |
|
4.c |
Межведомственная рабочая группа при Администрации Президента Российской Федерации по вопросам, связанным с изменением климата и обеспечением устойчивого развития, Группа экспертов по информационно-статистическому обеспечению мониторинга целей устойчивого развития и Федеральная служба государственной статистики (Росстат) подготовили проект национальной системы индикаторов достижения ЦУР-4, подлежащих разработке и мониторингу. В проект национальной системы индикаторов вошли:
- Все глобальные индикаторы ЦУР-4, по которым имеется международно согласованная методика,
- Тематические индикаторы ЦУР-4, по которым имеется международно согласованная методика и возможность расчета на основе данных федерального статистического наблюдения,
- Тематические индикаторы ЦУР-4, по которым имеется международно согласованная методика, по которым в настоящее время отсутствуют необходимые данные для расчета, но которые актуальны для России с точки зрения национальной образовательной политики,
- Национальные индикаторы, характеризующие достижения Целей устойчивого образования в России с точки зрения приоритетов национальной образовательной политики.
В настоящее время проект набора из 43 национальных индикаторов вывешен на сайте Росстата для широкого общественного обсуждения[6]. Важно отметить, что часть национальных индикаторов ЦУР-4 предполагается рассчитывать не только по России в целом, но и по субъектам Российской Федерации. Это создает базу для мониторинга прогресса в области обеспечения всеохватного и справедливого качественного образования и поощрения возможности обучения на протяжении всей жизни для всех на суб-национальном уровне, что особенно важно, учитывая высокий уровень социально-экономической дифференциации и разнообразия российских регионов.
В то же время, представляется, что предложенная сегодня система национальных индикаторов требует существенной доработки.
Направления развития российского образования до 2035 г...
Направления развития российского образования до 2035 г. для обеспечения достижения Целей устойчивого развития с учетом современных мировых тенденций
Анализ всех индикаторов, проведенный в рамках «Экспертной оценки общего уровня достижения ЦУР 4 в Российской Федерации»[7] позволил вычленить ключевые направления перспективного развития по каждому уровню образования российской системы образования в рамках достижения ЦУР.
Ключевыми задачами развития дошкольного образования России на ближайшую перспективу в рамках достижения ЦУР являются: обеспечение подзадачи 4.2, касающейся доступности образования и подзадачи 4.5, касающейся ликвидации неравенства.
Согласно информации Института статистики ЮНЕСКО значение индикатора 4.2.2. «Коэффициент участия в организованном обучении (за год до официального возраста поступления в начальную школу) по полу» по Российской Федерации начиная с 2015 года превышает средний показатель по группе сравниваемых стран «Европа и Северная Америка» (92,9% против 90,1%). В тоже время необходимо констатировать, что данное значение является средним показателем по стране и имеет значительную дифференциацию по различным регионам Российской Федерации
Аналогичная ситуация наблюдается и со значением индикатора 4.2.4. «Валовой коэффициент охвата детей младшего возраста[8] образованием».
Одновременно следует отметить, что несмотря на общий тренд на увеличение охвата детей программами раннего развития, который наблюдается в последнее десятилетие в странах ОЭСР, в нашей стране наблюдается снижение уровня данного показателя. Так в Российской Федерации с 2005 по 2017 год охват детей до 3-х лет программами раннего развития (МСКО 01 по международной классификации) снизился с 21% до 19%, в то время как в странах ОЭСР аналогичный показатель за тот же период увеличился в два раза с 18% до 36%.
Расширение возможности российских детей до 3 лет участия в программах раннего развития – одна из приоритетных государственных задач всех участников образовательного процесса на всех уровнях власти.
Присутствие в ЦУР такого индикатора как Индикатор 4.2.5. «Число лет (a) бесплатного и (b) обязательного дошкольного образования, гарантированного законодательством» наглядно демонстрирует ориентир развития для всех стран в отношении дошкольного образования, а именно не только поощрение, но и обеспечение бесплатного обязательного дошкольного образования для своих граждан.
Вопрос о законодательном закреплении обязательности хотя бы одного, последнего (предшкольного) года дошкольного образования является амбициозной задачей, требующей значительной ресурсной поддержки, и он может быть рассмотрен лишь в качестве долгосрочной стратегической задачи.
Обеспечение возможности получения дошкольного образования детьми с различными особенностями здоровья является одним из приоритетов российской образовательной политики. Среди воспитанников дошкольных образовательных организаций в 2018 году 6,9% детей были детьми с ограниченными возможностями здоровья и еще 1% - дети-инвалиды.
Наиболее актуальной проблемой для сферы дошкольного образования в России является территориальная дифференциация. Существенная разница в возможности получить дошкольное образование наблюдается между городскими и сельскими жителями, а также между жителями разных регионов и в рамках регионов.
Таким образом, в качестве рекомендаций и мер образовательной политики, направленных на обеспечение достижения ЦУР 4 в Российской Федерации в перспективе до 2035 г. по уровню дошкольного образования, необходимо зафиксировать направления:
- Интенсификация деятельности по расширению возможностей российских детей до 3 лет участия в программах раннего развития;
- Реализация комплекса мероприятий по исследованию перспектив закрепления одного года предшкольного образования в качестве обязательного, в том числе оценка финансовых, кадровых, материально-технических, методических и иных ресурсов, необходимых для реализации данного процесса сначала в пилотных регионах, а затем на территории всей страны;
- Фиксация в федеральных документах, отражающих образовательную политику страны, приоритета снижения неравенства между детьми из разных территорий и регионов нашей страны в возможности обучаться по программам дошкольного образования, в том числе закрепление допустимого отклонения показателей вовлеченности детей в программы дошкольного образования от 3 до 7 лет от среднего по Российской Федерации.
Среди всех подзадач четвертой цели устойчивого развития напрямую к начальному общему образованию относятся четыре. По основному большинству индикаторов, оценивающих уровень решения этих задач в нашей стране, достигнут высочайший возможный уровень, либо уровень, превосходящий группу сопоставимых стран Европы и Северной Америки.
Одновременно с этим можно отметить, что вопросы обеспечения равного доступа к образованию для уязвимых групп населения, в том числе инвалидов, представителей коренных народов и детей, находящихся в уязвимом положении, относятся к разряду приоритетных для образовательной политики нашей страны и достаточно хорошо проработаны. Можно с уверенностью предположить, что как только международная методика расчета индексов паритета (Индикатор 4.5.1.) будет доработана, и страны предоставят данные для сравнения, высокий уровень обеспечения равного доступа к общему начальному образованию для всех детей будет подтвержден и на международном уровне.
С основным общим образованием связано пять подзадач четвертой цели устойчивого развития.
По группе индикаторов, оценивающих систему основного общего образования с точки зрения задач ЦУР-4, нашей страной достигнут уровень равный или превосходящий группу уровня сопоставимых стран Европы и Северной Америки.
С оценкой уровня среднего (полного) общего образования связано наибольшее количество подзадач четвертной цели устойчивого развития.
На ступени среднего общего образования, как и на предыдущих ступенях, Россия имеет очень высокие показатели в реализации подпрограммы ЦУР 4.1, связанной с обеспечением для всех детей возможности бесплатно получить и завершить качественное среднее образование.
Поскольку оценка вовлеченности населения в программы как формального, так и неформального образования является важной стратегической задачей, то представляется необходимым уже сейчас инициировать разработку в России комплекса мер по формированию модели сбора количественных данных о программах неформального образования молодежи и взрослых (с 15 лет и старше).
Владение информационно-коммуникационными технологиями – одна из основополагающий компетенций XXI века. Развитие технологий и стремительная цифровизация нашего мира возводит оценку уровня ИКТ-навыков у населения в ранг приоритетных задач государственной политики во всех странах, в том числе и в России. В настоящий момент проходит доработка единой международной методологии и инструментария, введение отчетности по данному индикатору ожидается не ранее, чем через 2-3 года. На текущий момент в базе данных Института статистики ЮНЕСКО (официальной информационной базе для оценки достижения странами ЦУР) присутствуют данные по ряду направлений ИКТ (типам технологий) за разные годы, с разным набором стран-участниц. Методология расчета и инструментарий, а следовательно результаты, вызывает ряд вопросов в отношении качества, тем не менее обращает на себя внимание низкий уровень всех имеющихся показателей по России. Принимая во внимание ряд положений Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации[9] и других документов определяющих вектор развития нашей страны, представляется необходимым рассмотреть возможность формирования комплекса собственных внутристрановых периодических обследований с использованием лучших международных практик и опыта, накопленного в данной сфере, направленных на оценку ИКТ-компетенций и умений действовать в технологически насыщенной среде у взрослого населения и молодежи.
В той или иной степени с оценкой уровня среднего профессионального образования связано четыре подзадачи четвертой цели устойчивого развития.
Российская Федерация входит в тройку лидеров среди стран с самым высоким уровнем образования населения в мире[10]. Единая международная формула расчета индикатора 4.3.2. «Валовой охват третичным образованием», предполагающая в знаменателе использование численность населения в возрасте официального окончания полного среднего образования плюс следующие пять лет, не позволяет учесть обучающихся по программам СПО, относящихся к третичному образованию, но имеющих продолжительность меньше 5 лет, занижая тем самым средний показатель по Российской Федерации. Несмотря на это значение данного индикатора для нашей страны, согласно расчетам Института статистики ЮНЕСКО, в 2017 году составило 81,9%, что существенно превышает среднее значение по сопоставимой группе стран Европы и Северной Америки (68,9%). Можно констатировать, что данное направление задач ЦУР не требует от нашей страны дополнительных действий, на текущий момент уже достигнут достаточно высокий уровень, даже несмотря на проблемы с недостаточным учетом международной методологией особенностей системы российского образования.
Увеличение охвата программами профессионально-технического обучения и расширение их объема на всех уровнях образования является мировым трендом последних десятилетий. Россия традиционно демонстрировала значительные успехи в продвижении профессионально-технического обучения.
Еще одним важным индикатором для общей оценки достижений страны в сфере образования является индикатор 4.5.4. «Расходы на образование в расчете на одного учащегося по уровням образования и источникам финансирования». Методика расчета предполагает оценку по уровням, без разделения на отдельные программы, то есть расходы на СПО и высшее образование в данном случае рассчитываются вместе как расходы на третичное образование. Тем не менее на основе данных ОЭСР можно провести оценку этого индикатора для уровня СПО отдельно. Так согласно данным, приведенным в сборнике ОЭСР «Education at a Glance», [11]расходы на одного учащегося СПО в год в России составили 5289 долларов по ППС (паритету покупательной способности), в то время как в странах нашей доходной группы этот показатель составляет 7369 долл. по ППС, а в первой доходной группе 11929 дол. по ППС. Одновременно с этим следует отметить, что в России доля государственных средств в общей структуре расходов на третичное образование ниже уровня данных расходов в странах ОЭСР. Таким образом, необходимо предусмотреть увеличение расходов и повышение эффективности расходования выделенных средств на среднее профессиональное образование, как в расчете на одного учащегося, так и в доле государственных расходов на образование.
Единственная подзадача ЦУР, имеющая связь с российской системой дополнительного образования это подзадача 4.3 «К 2030 году обеспечить для всех женщин и мужчин равный доступ к недорогому и качественному профессионально-техническому и высшему образованию, в том числе университетскому образованию», к которой относится глобальный индикатор 4.3.1. «Коэффициент участия молодежи и взрослых в формальном и неформальном образовании и подготовке за последние 12 месяцев». Как отмечалось выше, доработка методологии и введение отчетности по данному индикатору ожидается через 3-5 лет. На настоящий момент данные по образованию взрослых доступны только для стран Европейского союза, всего менее 30 стран. Необходимо разработать инструментарий и гармонизировать различные обследования. Данные по России неполны в части участия в программах неформального образования.
Если же давать предварительную оценку достижения ЦУР, связанных с обеспечением высокого уровня участия молодежи и взрослых в неформальном образовании, то следует отметить что в Российской Федерации при одном из самых высоких в мире охвате молодежи профессиональным образованием, уровень участия населения в дополнительном (неформальном) образовании существенно ниже, чем в среднем в странах сопоставимых групп. Так коэффициент охвата образованием населения в возрасте 25-64 года в России составлял в 2012 году 20% против 50% в среднем по странам ОЭСР и 46% по странам Европы и Северной Америки[12].
Подводя итог, следует зафиксировать, что достижение целей устойчивого развития, конкретизированных подзадачей 4.3 в индикаторе 4.3.1. «Коэффициент участия молодежи и взрослых в формальном и неформальном образовании и подготовке за последние 12 месяцев» предполагает ряд последовательных действий по повышению уровня вовлеченности молодежи и взрослых в программы дополнительного (неформального) образования.
Достижение Целей...
Достижение Целей устойчивого развития в области образования в Российской Федерации: вызовы и условия
Угрозы и вызовы
Существенными ограничениями и фактическими угрозами для развития российского образования в контексте достижения ЦУР-4 полномасштабного решения данной проблемы являются:
Дошкольное образование
- значительная социо-географическая дифференциация страны: высокая доля малочисленных населенных пунктов и наличие значительного количества территорий с низким коэффициентом расселения;
- возрастные особенности дошкольников, которые не позволяют напрямую использовать современные дистанционные формы обучения или формы обучения с длительным отрывом ребенка от семьи, родителей или людей их заменяющих.
Начальное общее образование
Угрозами достижения целей и решения ключевых задач развития российского образования в контексте ЦУР-4 на уровне начального общего образования могут стать:
- недофинансирование начального общего образования со стороны государства и низкая эффективность бюджетного финансирования;
- неразвитость механизмов привлечения средств частного сектора;
- различный уровень финансирования образования в регионах Российской Федерации в связи с существенной дифференциацией социально-экономического положения регионов;
- излишняя бюрократизированность сферы образования;
- недостаточная готовность кадрового потенциала, в том числе в силу значительной доли педагогов предпенсионного и пенсионного возраста, к решению задач в условиях инновационного развития;
- низкий уровень развития инфраструктуры цифрового образования;
- низкая практико-ориентированность программ, дефицит технологий, основанных на организации активной деятельности обучающихся;
- низкий воспитательный потенциал образования;
- низкий уровень мотивации педагогических и руководящих кадров;
- несоответствие системы оценки качества задачам развития образования.
Угрозы достижения указанных целей на уровне основного общего образования корреспондируются с угрозами для начального общего образования, ими могут стать:
- недофинансирование основного общего образования со стороны государства и низкая эффективность бюджетного финансирования;
- неразвитость механизмов привлечения средств частного сектора;
- различный уровень финансирования образования в регионах Российской Федерации в связи с существенной дифференциацией социально-экономического положения регионов;
- излишняя бюрократизированность сферы образования;
- недостаточная готовность кадрового потенциала, в том числе в силу значительной доли педагогов предпенсионного и пенсионного возраста, к решению задач в условиях инновационного развития;
- низкий уровень развития инфраструктуры цифрового образования;
- низкая практико-ориентированность программ, дефицит технологий, основанных на организации активной деятельности обучающихся,
- низкий уровень мотивации педагогических и руководящих кадров;
- несоответствие системы оценки качества задачам развития образования;
- низкая вариативность образовательных программ при растущем запросе на расширение многообразия и персонификацию.
Среднее(полное) общее образование.
К типичным угрозам обозначенным ранее можно добавить следующие вызовы и угрозы:
- отсутствие широкой практики предпрофессиональной подготовки в общеобразовательных организациях;
- низкий уровень профессиональной подготовки педагогов для быстрой адаптации содержания и организационных моделей образования к современным потребностям общества;
- формирование «обходной модели», когда выбор программ СПО после 9 класса для дальнейшего поступления на программы бакалавриата рассматривается школьниками как альтернатива получению полного среднего образования в стенах общеобразовательных организаций.
Среднее профессиональное образование
Угрозами достижения указанных целей на уровне среднего профессионального образования могут стать:
- низкий уровень развития инфраструктуры цифрового образования;
- низкая практико-ориентированность программ, дефицит технологий, основанных на вовлечении обучающихся в процессы реального производства;
- недостаточная гибкость – адаптируемость программ профессионального образования к изменениям внешних условий;
- низкий воспитательный потенциал образования;
- низкий уровень мотивации педагогических и руководящих кадров;
- несоответствие системы оценки качества задачам развития образования;
- низкая эффективность бюджетного финансирования;
- неразвитость механизмов привлечения средств частного сектора;
- различный уровень финансирования образования в регионах Российской Федерации в связи с существенной дифференциацией социально-экономического положения регионов;
- излишняя бюрократизированность сферы образования;
- недостаточная готовность кадрового потенциала, в том числе в силу значительной доли педагогов предпенсионного и пенсионного возраста, к решению задач в условиях инновационного развития.
Дополнительное образование
Угрозами достижения указанных целей на уровне дополнительного образования могут стать:
- недостаточное финансирование дополнительного образования со стороны государства и низкая эффективность бюджетного финансирования;
- слабое развитие механизмов привлечения средств частного сектора;
- различный уровень финансирования образования в регионах Российской Федерации в связи с существенной дифференциацией социально-экономического положения регионов;
- излишняя бюрократизированность сферы образования;
- недостаточная готовность кадрового потенциала, в том числе в силу значительной доли педагогов предпенсионного и пенсионного возраста, к решению задач в условиях инновационного развития;
- низкий уровень развития инфраструктуры цифрового образования;
- низкий уровень мотивации педагогических и руководящих кадров.
Меры государственной политики...
Меры государственной политики по достижению Целей устойчивого развития в области образования
Помимо реализации мер государственной образовательной политики, предпринимаемых на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и государственными образовательными организациями, представляется необходимым принять комплекс мер, направленных на трансформацию российской образовательной системы в соответствии с национальными приоритетами социально-экономического развития, мировыми тенденциями в сфере образования и новыми вызовами.
Существующие меры поддержи указаны в Государственной программой «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 и государственной программой «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 377
В рамках базового варианта прогноза в период 2019–2024 годов планируется достижение основных показателей, предусмотренных госпрограммами, приоритетными проектами и другими документами, регламентирующими развитие сферы образования, а также обеспечение реализации национального проекта «Образование».
Планирование действий государства на срок свыше 5 лет (до 2025 года) должно учитывать ряд объективных тенденций и структурных изменений, с которыми сталкивается государство в своей повседневной деятельности.
Необходим финансовый прогноз сферы развития образования до 2035 года для обеспечения цели «по обеспечению сбалансированного развития страны и расширению потенциала отечественной экономики». Бюджетный прогноз Российской Федерации на период до 2036 года[13] представляется недостаточно детализованным для нужд прогнозирования применительно к сфере образования.
В современной Российской Федерации существует система государственного стратегического планирования[14], из которой применительно к системе образования можно выделить и соотнести ряд стратегических документов для выявления пробелов и противоречий в определении роли государственного фактора в развитии сферы образования.
С учетом новых трендов, обозначенных в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года, и последовавших за ним перечня поручений, обозначенные стратегические документы так же будут нуждаться в обновлении (на стратегический период 2020-2024 гг., в этом плане прогнозирование на долгий срок более консервативно). Стратегические инструменты управления должны претерпеть существенные изменения.
Ключевые государственные задачи для осуществления транзита российского образования в будущее из 2020 в 2024 годы предполагают совершенствование материальных условий и обновление инфраструктуры образования, совершенствование содержания обучения и научно-методических условий по созданию новых возможностей для преподавателей, по формированию эффективной системы социализации, воспитания и приобщения к профессиональной трудовой и общественной жизни.
Отдельно нужно рассматривать направления государственной работы по совершенствованию сферы управления образованием, формирования «обратной связи» и оценки качества образования.
В процессе планирования и организации образовательной деятельности необходимо, чтобы росло внимание к формированию у обучающихся российской гражданской идентичности, социальной ответственности, любви к своему краю и Отечеству; необходимо преодоление влияния деструктивных социальных практик и транслируемых массовой культурой установок к безответственному, инфантильному поведению.
В рамках образовательных стандартов и нормативных документов (и иных документов) должны разрабатываться программы воспитания обучающихся при получении начального, основного и среднего общего образования, которые учитывают современные тенденции развития общества, а также способствуют вовлечению обучающихся в общественно полезную деятельность путем использования актуальных методик и форм работы.
Остается важным приобщение обучающихся к сфере духовной жизни общества, преодоление сформированных недостатков «клипового» и «кликового» мышления. Взамен последних необходимо развитие критического и креативного мышления, функциональной грамотности, глобальных компетенций, связанных с персональной эффективностью в новом мире.
Все, что способствует развитию личности преподавателя, его профессиональному и личностному росту, повышению статуса, престижа – является благом для системы образования. Все то, что способствует повышению мотивации обучающегося, расширению его интереса, кругозора, рвения, желания обучаться также является позитивным для системы образования.
Любые факторы внешней среды и внутренней среды образовательной системы должны изначально оцениваться с позиций положительного или отрицательного воздействия на личность преподавателя и мотивацию обучающегося. При выполнении данных условий лидерство в PISA и других, создаваемых при российском участии международных систем оценки качества образования, будет неоспоримым.
Должны быть внедрены новые технологии управления в образовании.
Управление образовательными системами на основе «больших данных» и при помощи «машинного обучения» позволит делать точные и объективные выводы по текущему состоянию всей системы образования и осуществлять адресный анализ ситуации вплоть до уровня отдельной образовательной организации, класса и даже одного обучающегося. Точность прогнозов и оценок существенно повысится, появится база для долгосрочного планирования деятельности. Повысится эффективность и скорость принятия управленческих решений.
С накоплением количественных данных за большие периоды времени (т.н. «длинные данные») в сочетании с другими «большими данными» из сферы экономики и государственного управления можно моделировать развитие ситуации достаточно точно и детально.
Нормативные документы и инструктивная база в сфере образования должны избавится от неопределенностей, а образовательная деятельность и обеспечивающие ее процессы – от излишней зарегулированности; правовые нормы, инструкции, регламенты должны приобрести четкий и стройный образ компьютерных программ и алгоритмов, написанных на своеобразном юридическом «языке программирования» - с однозначной трактовкой, предсказуемым результатом и возможностью непосредственного исполнения.
Необходимо создавать комбинированные экспертные человеко-машинные системы поддержки принятия решений, мониторинга и отслеживания результатов, когда эксперт будет ответственен за анализ неструктурированной информации и интерпретацию количественных данных в оценочные суждения, а программные алгоритмы – за общую логику, непротиворечивость и отсутствие субъективной составляющей в оценке.
Необходим акцент на новых технологиях в оценке качества образования.
Реальная сфера экономики, особенно в системе среднего профессионального образования будет требовать исполнения как существующих, так и перспективных технологических и управленческих процессов как в режиме натурного эксперимента с получением результата, так и в режиме моделирования, имитации, близкой к реальности.
При этом роль классических учебных предметов – таких, как математика, информатика, русский язык и другие сохранится – с тем условием, что оцениваться будут не предметные, а метапредметные компетенции, «гибкие навыки». ОГЭ и ЕГЭ-подобные системы оценки существенно трансформируются с учетом требований метапредметности. В качестве одного из вариантов эволюции ЕГЭ можно рассматривать введение единого «метапредметного» или «кросспредметого» экзамена по профилям (математический, естественно-научный, гуманитарный и т.п.) и дистанционный творческий экзамен (ДТЭ).
Метапредметный экзамен может проводиться как параллельно с ЕГЭ и ОГЭ, так и отдельно, по принципу – «одна экзаменационная процедура – несколько учебных предметов (предметных областей)». Задания данного испытания будут строиться на принципах разработки оценочных материалов PISA, еще более адаптированных к реальной экономике, повседневной жизни в новом цифровом обществе.
Перечисленные выше и многие другие инновации в образовании выведут систему на уровень устойчивого прогресса и позволят начать продвижение в сторону мирового лидерства по качеству образования.
Участие общества...
Участие общества, профессионального сообщества и социальных институтов к достижению ЦУР
Помимо реализации мер государственной образовательной политики, предпринимаемых на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и государственными образовательными организациями, необходимым условием успешного достижения Целей устойчивого развития в области образования является понимание и поддержка этих целей со стороны общества и профессионального сообщества. Как подчеркивается в Резолюции Генассамблеи ООН 70/1 от 25 сентября 2015 года «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года»: «Масштабы и амбициозность новой Повестки дня требуют активизации Глобального партнерства для обеспечения ее осуществления. … Оно будет способствовать активному всеобщему участию в поддержку достижения всех целей и задач, вовлекая в эту деятельность правительства, частный сектор, гражданское общество, систему Организации Объединенных Наций и других субъектов и мобилизуя все имеющиеся ресурсы».
Проведенная экспертная оценка роли гражданского общества, социальных институтов и педагогического сообщества в развитии системы образования в Российской Федерации показала, что при достаточно высокой вовлеченности гражданского общества и профессионального сообщества в процесс развития образования, имеются и ресурсы по повышению эффективности взаимодействия органов управления и образовательных организаций с обществом и профессиональным сообществом. Направления и структура возможных процедур взаимодействия и согласования интересов для всех участников, действующих в рамках системы образования, заинтересованных в положительных результатах развития системы образования в Российской Федерации (по уровням образования) отражена в таблице 2.
Таблица 2. Направления развития взаимодействия гражданского общества, социальных институтов и педагогического сообщества по развитию системы образования в Российской Федерации
|
ДО |
НОО |
ООО |
СОО |
СПО |
ДПО |
Расширение роли управляющих советов образовательных организаций |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
Совершенствование деятельности попечительских советов образовательных организаций |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
Вовлечение сообществ работодателей в управление образовательными организациями |
|
|
|
* |
++ |
+ |
Вовлечение институтов гражданского общества и педагогических сообществ в родительское просвещение |
+ |
+ |
* |
* |
|
+ |
Реализация актуальных направлений и механизмов благотворительности |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
Гражданский контроль за разработкой нормативных актов, актуальных для развития системы образования |
|
+ |
+ |
+ |
|
* |
Инициативы в области изменения содержания, форм и методов образования (либо противодействия изменениям) |
|
+ |
+ |
+ |
|
+ |
Обеспечение значимых для решения проблем образования коммуникативных площадок, реализация тематических информационных поводов |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
Расширение возможностей образовательной организации в отношении профориентационной деятельности |
|
|
+ |
+ |
+ |
* |
Создание тематических объединений или проектных групп по компенсации актуальных рисков |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
Развитие новых форматов наставничества |
|
|
|
* |
++ |
* |
Вовлечение субъектов экономической сферы в ресурсное обеспечение образовательного процесса |
|
* |
* |
+ |
++ |
+ |
Создание в образовательной организации условий для добровольческой активности |
|
|
* |
+ |
+ |
* |
Стимулирование конкурсных, фестивальных, соревновательно-событийных видов образовательно значимой активности детей и их родителей |
|
+ |
+ |
+ |
++ |
++ |
Оказание поддержки обучающимся с проблемами в обучении и социальной адаптации |
* |
* |
+ |
+ |
* |
+ |
Пояснения к таблице:
«+» - отдельные прецеденты или ситуативные активности, отмеченные в ходе анализа;
«++» - влияния, приобретающие системный характер;
«*» - потенциальные точки роста влияния на систему образования с гражданским обществом при благоприятных сценариях развития гражданского общества и социальной политики.
Мониторинг достижения Целей...
Мониторинг достижения Целей устойчивого развития в области образования в Российской Федерации
Реализуемый в настоящее время Министерством просвещения Российской Федерации мониторинг системы образования[15] является важной составляющей информационного обеспечения управления системой образования, однако, в его актуальном на текущий момент варианте насчитывается 424 количественных показателя и еще 131 ответ на вопросы дихотомического типа с целью фиксации состояния. Индикаторы Мониторинга системы образования Российской Федерации имеют заведомо разный уровень масштаба и значимости и не могут непосредственно применяться для оценки достижения стратегических целей развития до 2035 года.
Вторым шагом в рамках разработки механизмов оценки текущей ситуации и перспектив развития системы образования до 2035 г. по каждому уровню образования стало определение зон повышенного внимания к состоянию системы образования по направлениям деятельности, связанным с обеспечением ЦУР и определение количественных индикаторов с ними связанных. Условно можно разделить все индикаторы ЦУР по образованию на три группы:
- Индикаторы, по которым Россией достигнут высокий уровень, превышающий значение, необходимое для достижения обязательного минимума, обозначенного Целями устойчивого развития и равный, либо превышающий среднее значение по сопоставимой группе стран (для России - это страны Европы и Северной Америки).
- Индикаторы, по которым уровень России ниже уровня сопоставляемых стран без объективных к тому причин.
- Индикаторы, по которым единая международная методика расчета еще не доработана, либо данных для расчета которых на текущий момент нет в Российской Федерации.
В зону оценки текущей ситуации и перспектив развития системы образования до 2035 г. попадают индикаторы ЦУР по образованию третьей и второй группы.
Для третьей группы для каждого уровня образования формируется пакет инструментария и процедур мониторинга, задачей которого является полноценное обеспечение информационной основы для расчета индикатора ЦУР, либо обозначаются научные исследования, необходимые для его разработки.
Для второй группы проводится анализ реалистичности и ресурсозатратности повышения уровня Российской Федерации по данному направлению развития системы образования, после чего предлагаются стратегический индикатор или набор индикаторов развития системы образования до 2035 г. и дается проектная оценка его значения до 2035 года.
Ключевые показатели стратегического развития системы образования Российской Федерации до 2035 г. и меры по снижению дефицита первичных данных для расчета индикаторов ЦУР в рамках формирования механизмов оценки текущей ситуации и намеченного состояния развития системы образования до 2035 г., включая оценку стратегических показателей и индикаторов развития системы образования до 2035 г. приводятся по каждому уровню образования отдельно.
Необходимо еще одно важное положение: в Российской Федерации наблюдается значительная неоднородность образовательного пространства, вызванная целым комплексом причин, включая значительные географические, этно-культурные и социо-экономические различия субъектов Российской Федерации и отдельных территорий. Дифференциация внешних условий и внутренней управленческой политики в сфере образования предопределяют не только разницу стартовых условий, но и разницу результатов, которые демонстрируют субъекты Российской Федерации в достижении ключевых задач развития системы образования. Таким образом, обязательным условием развития системы образования России является снижение межрегиональной дифференциации, соответственно, оценка ее динамики должна войти в комплекс мер по оценке текущей ситуации и перспектив развития системы образования до 2035 г. по каждому уровню образования. Мониторинг снижения межрегиональной дифференциации должен осуществляться по всем показателям, за исключением отражающих участие обучающихся в международных обследованиях качества образования. Для этого все показатели развития системы образования должны рассчитываться по Российской Федерации в целом и в разрезе отдельных субъектов Российской Федерации.
Проведение мониторинга, особенно в модернизированном виде требует его методического сопровождения, развития методологии расчета и анализа показателей. Для этого необходимо:
- Разработать и, после обсуждения с экспертным сообществом, разместить в открытом доступе методологию расчета показателей мониторинга. Методология расчета новых показателей должна также апробироваться профессиональным сообществом и размещаться в открытом доступе. Методология каждого показателя, помимо формулы расчета, должна включать источники данных для расчета и содержательное описание показателя, что он показывает, а также с какими другими показателями может быть связано изменение его значений.
- Помимо собственно методологии расчета индикаторов, необходимо разработать методологию приведения данных по регионам к сопоставимому виду. Это, в первую очередь, касается финансовых показателей, поскольку покупательная способность рубля различается по регионам по бюджетным расходам более чем в 17 раз, а по частным расходам (по величине прожиточного минимума) – в 2,7 раза.
- Сформировать и вести базу контекстных показателей – социально-экономических, демографических, финансовых, которые необходимы для сравнительного анализа региональных образовательных систем.
В раках данного проекта предлагается следующая система стратегических показателей и индикаторов развития системы образования до 2035 г. по трем основным содержательным направлениям:
- Участие детей, подростков и молодых людей в общем и среднем профессиональном образовании:
1.1) охват детей программами раннего развития и дошкольного образования, в том числе в возрасте:
- до 3 лет;
- от 3 до 7 лет.
1.2) охват населения средним общим образованием и СПО (I-II курсы) на базе 9 классов в типичном возрасте обучения, в том числе:
- программами среднего общего образования;
- программами среднего профессионального образования.
1.3) коэффициент завершения (численность молодых людей, успешно завершивших обучение по программе к численности поступивших на данную программу соответствующее количество лет назад):
- среднего профессионального образования на базе 9 классов, в том числе по программам подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена;
- среднего профессионального образования на базе 11 классов, в том числе по программам подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена;
- среднего общего образования.
1.4) охват программами дополнительного образования детей в возрасте 5-18 лет.
- Качество образования:
2.1) результаты участия обучающихся начальной школы в международных программах оценки качества образования TIMSS:
- средний балл российских обучающихся по отношению к среднему баллу обучающихся по странам ОЭСР;
- доля российских обучающихся, не достигших минимального уровня грамотности (2-ого уровня компетентности);
- соотношение «отличников» и «троечников»[16] .
2.2) результаты участия обучающихся в возрасте 15 лет в международных программах оценки качества образования PISA (математика):
- средний балл российских обучающихся по отношению к среднему баллу обучающихся по странам ОЭСР;
- доля российских обучающихся, не достигших минимального уровня грамотности (2-ого уровня компетентности);
- соотношение «отличников» и «троечников»[17].
- Подготовка к продолжению образования, успешному функционированию в обществе и профессиональной сфере (профессиональная ориентация, социализация, воспитание гражданского самосознания):
3.1) доля обучающихся в 10-11 профильных классах в общей численности обучающихся 10-11 классов;
3.2) доля обучающихся средней школы, прошедших профессиональное обучение;
3.3) доля молодых людей, которые не учатся, не работают и не ищут работу (NEET) в возрасте 15-24 лет;
3.4) доля экономически неактивных в численности населения 20-24 года;
3.5) доля молодых людей в возрасте 18-24 года, которые участвуют в выборах всех уровней (муниципальных, региональных, федеральных) в общей численности населения в возрасте 18-24 года;
3.6) доля молодых людей в возрасте 15-24 года, участвующих в волонтерских движениях в общей численности населения в возрасте 15-24 года.
[1] Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development - URL: https://sustainabledevelopment.un.org/post2015/transformingourworld (дата обращения 2019-10-17).
Инчхонская декларация, принятая на Всемирном форуме по вопросам образования, Республика Корея, май 2015 г. - URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0023/002331/233137r.pdf (дата обращения 2019-11-05).
[2] ЮНЕСКО. 2018. Резюме всемирного доклада по мониторингу образования за 2019 г.: Мигранты, перемещенные лица и образование: наводить мосты, а не возводить препятствия. Париж, ЮНЕСКО
[3] Там же.
[4] Селиверстова И.В, Выход на рынок труда: шесть тезисов о трудоустройстве выпускников СПО и проблемах на их пути Сб."Система подготовки кадров: точки роста". Выпуск 2 / Под общ. редакцией А. Н. Лейбовича. – М.: АНО «Национальное агентство развития квалификаций», «Полиграф сервис», 2018 – 166 с.
[5] Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации»
[6] http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/goalOfDevelopment/
[7] См. раздел 1.8 первого отчета № 02.S11.12.0002 от 20 ноября 2019 года
[8] Под младшим возрастом в данном случае понимается возраст детей до официального возраста зачисления в начальную школу.
[9] Указ Президента РФ от 01 декабря 2016 N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации"
[10] Агранович М. Л. Российское образование в контексте международных индикаторов / М. Л. Агранович, Ю. В. Ермачкова, Ливенец М.А., И. В. Селиверстова. ФИРО РАНХиГС, Москва, 2019 г. – URL: https://firo.ranepa.ru/novosti/395-aprelskaya-konf-vshe#doklad-marka-agranovicha (дата обращения 2019-11-20).
[11] Education at a Glance 2019: OECD Indicators, OECD Publishing, Paris, https://dx.doi.org/10.1787/eag-2019-en
[12] Индикатор рассчитан на основе данных международного обследования компетенций взрослого населения (PIAAC), проводившегося в РФ в 2012 г. Однако, выборка обследования по РФ была не репрезентативной, поскольку не включала население Москвы и Санкт-Петербурга. При следующем раунде PIAAC данные будут уточнены. Одновременно, в Российской Федерации вводятся новые статистические обследования, позволяющие получить достоверные данные для расчета данного показателя.
[13] Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 558-р.
[14] См.источник http://gasu.gov.ru/stratplanning
[15] Приказ Минобрнауки России от 22.09.2017 N 955 (ред. от 18.12.2019) "Об утверждении показателей мониторинга системы образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 12.10.2017 N 48516) а также с учетом совместного приказа Рособрнадзора N 1684, Минпросвещения России N 694, Минобрнауки России N 1377 от 18.12.2019) от 18 декабря 2019 г. «Об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях».
[16] Показатель рассчитывается по формуле: "Соотношение отличников" и "троечников" = («Доля учеников, продемонстрировавших результаты, соотносимые со вторым уровнем» + «Доля учеников, продемонстрировавших результаты, соотносимые с третьим уровнем») / («Доля учеников, продемонстрировавших результаты, соотносимые с пятым уровнем» по международной шкале).
[17] Показатель рассчитывается по формуле: "Соотношение отличников" и "троечников" = («Доля учеников, продемонстрировавших результаты, соотносимые со вторым уровнем» + «Доля учеников, продемонстрировавших результаты, соотносимые с третьим уровнем») / («Доля учеников, продемонстрировавших результаты, соотносимые с пятым уровнем» + «Доля учеников, продемонстрировавших результаты, соотносимые с шестым уровнем» по международной шкале)