Методология должна учитывать российский и иностранный опыт научного прогнозирования анализа и проектирования (российский опыт научно-технического Форсайта применительно к сфере образования, опыт прогноза показателей развития сферы образования, воздействия научно-технических факторов на развитие системы образования, факторов экономики и политики на развитие систем образования, стратегические документы, материалы ООН по ЦУР 4, методики европейских, азиатских и американских «фабрик мысли», таких как, например, «Рэнд корпорейшен», материалы Национального совета по разведке США серии «Глобал Трендс» и их аналогов стратегических исследований применительно к сфере образования, документы ООН применительно к системе образования, материалы Еврокомиссии, стратегические документы, принятые на национальном и международном уровнях о развитии образования в КНР, Сингапуре, Японии, Финляндии и других передовых стран в сфере образования (общего образования, среднего профессионального образования, дополнительного образовнаия) по данным объективных международных сравнительных рейтингов – TIMSS, PISA, PIRLS и иных международных рейтингов).
Методология должна содержательно прописывать всю последовательность (сценарий) действий групп аналитиков и экспертов проекта, содержать список планируемых методов анализа и исследования (не менее 100) – из сферы - исследовательских методов, проектных методов, количественных методов, экспертных методов, аналитических методов, таких как:
- «Вертикальный» и «горизонтальный» методы анализа данных.
- Анализ рисков
- Генетический метод
- Гипотетико-дедуктивный метод
- Историко-сравнительный метод
- Метод анализа иерархии
- Метод анализа контекста
- Метод анализа сложных систем
- Метод главного критерия
- Метод индикативного анализа
- Сценарное планирование
- Факторный анализ
- Анализ временных рядов
- Метод качественного анализа рисков
- Метод описания потоков данных
- Метод формализации сложно-структурированного потока данных в неравновесных нелинейных системах
- Анализ расхождений
- Двухфакторный дисперсионный анализ
- Корреляционно-регрессионный анализ
- Кросс-факторный анализ
- Метод SMART
- Метод SWOT-анализа
- Метод дискриминантного анализа
- Метод долгосрочного прогнозирования
- Кластерный анализ
- Метод визуального представления данных
- Метод «Черного ящика»
- Метод дорожных карт
- Метод идентификации целей и задач экспертизы параметров
- Деревья классификации (метод)
- Метод «Делфи»
- Метод «Мозгового штурма»
- Поисковое прогнозирование
- и иные методы, относящиеся к данным типам и применяемые в экспертно-аналитической деятельности подобного рода.
Должна быть предложена поэтапная схема анализа российских и международных данных о развитии системы образования в российской Федерации и за рубежом с учетом требований к методике:
На первом этапе при формулировании оценочных утверждений (гипотез о состоянии системы образования) должны применяться методы оценки вторичных данных, а также экспертные методы. После того как утверждения (гипотезы) сформированы на втором этапе осуществляется отбор численных методов из общего списка методов.
На третьем этапе, при необходимости, к анализу экспертами подключаются данные из других источников, например, вторичные данные других исследовательских проектов в сфере образования (российских и иностранных исследовательских проектов за период времени с 2010 по 2019 гг.) .
Четвертый этап предполагает подтверждение или опровержение утверждений посредством качественных экспертных оценок, когда количественные данные проанализированы, между ними выявлены числовые закономерности, установлены показатели корреляции и требуется дальнейшая качественная оценка и интерпретация полученной информации. Для иллюстрации экспертных выводов о системе образования должны использоваться методы графического отображения материала, инфографика и диаграммы.
В рамках Методологии должен быть произведен предварительный обзор исследовательских проектов в сфере прогнозирования с указанием не менее чем 100 российских и международных источников (научные и аналитические публикации, литература, официальные сайты организаций, нормативно-правовые документы).
К разработке Методологии привлекаются высококвалифицированные специалисты (не менее 10 экспертов) с не менее чем 7-летним опытом работы с крупными государственными проектами в сфере образования, государственными, федеральными и целевыми программами и национальными проектами в сфере образования, доктора и кандидаты педагогических, психологических, политических, технических и экономических наук (указанные профили должны быть представлены в экспертном составе в полном объеме, удовлетворяющие следующим критериям (минимум двум из трех):
- наличие опыта участия в международных экспертных группах и проектах, связанных с образовательной тематикой.
- наличие научных и аналитических публикаций по проблематике развития системы образования в России и систем образования зарубежных стран, международного сотрудничества в сфере образования и (или) публикации по теме прогнозирования, использования методов и технологий прогнозирования сложных социально-экономических и политических процессов в Российской Федерации, воздействующих на образование, в национальных государствах и на международном уровне.
- опыт участия в реализации государственных и федеральных целевых программ, ведомственных программ в сфере образования.