В современных условиях развития экономики и социальной сферы Российской Федерации и изменяющихся мировых экономических и социально-политических процессов, результатов научно-технического прогресса необходимы дальнейшее совершенствование и развитие системы образования в Российской Федерации, обеспечение экспертно-аналитического сопровождения реализации всех направлений развития системы образования в Российской Федерации...
- Дата мероприятия: 20-21 февраля 2020 г.
- Место проведения: г. Москва, ФИРО РАНХиГС, ул.Черняховского 9, стр.1 (конференц-зал 405)
Стоимость участия: БЕСПЛАТНО
О мероприятии
20 – 21 февраля 2020 года в Федеральном институте развития образования РАНХиГС проходила конференция «Ключевые направления развития российского образования для достижения целей и задач устойчивого развития в системе образования». В мероприятии участвовали более 150 человек из образовательных учреждений, экспертных организаций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. От Министерства просвещения Российской Федерации в работе конференции приняла участие Анна Хамардюк, директор Департамента стратегии, анализа, прогноза и проектной деятельности в сфере образования Минпросвещения России.
10 задач, 43 индикатора
«Достижение нашей страной целей устойчивого развития, выработанных государствами – членами ООН в общей Повестке дня на период до 2030 года, в первую очередь подразумевает гармонизацию наших национальных приоритетов с этими целями», – сказал, открывая конференцию, директор Федерального института развития образования РАНХиГС Максим Дулинов.
Было отмечено, что в документе, который в августе 2015 года подписали 193 государства, обозначены 17 целей, четвертая из которых посвящена образованию. Она сформулирована как «обеспечение всеохватного справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех» (ЦУР 4).
Впоследствии были определены 10 задач и 43 индикатора устойчивого развития. Они охватывают все уровни образования; по ним каждая страна будет отчитываться, а ЮНЕСКО (организация при ООН, отвечающая за международное сотрудничество в области культуры, образования и науки) собирать, рассчитывать и представлять соответствующие данные в «парламент наций».
Выступивший с докладом «Цели устойчивого развития в сфере образования и национальная образовательная политика» директор Центра мониторинга и статистики образования ФИРО РАНХиГС Марк Агранович перечислил задачи устойчивого развития ближайшего десятилетия, принятые государствами – членами ООН.
Первая – обеспечить, чтобы все мальчики и девочки (цитата) «завершили получение бесплатного равноправного и качественного начального и среднего образования». Во-вторых, чтобы они «имели равный доступ к качественным системам развития, ухода, дошкольного обучения». Речь также идет о доступе к образованию малых народов, людей с инвалидностью и пр.
Он отметил, что все эти цели завязаны на вопросы трудоустройства и занятости. Важно, чтобы по выходе из школы выпускники могли зарабатывать на жизнь самостоятельно.
По словам эксперта, выделенные 43 индикатора устойчивого развития делятся на 11 глобальных и 32 тематических. Их разрабатывает Институт статистики ЮНЕСКО, где вместе с международными коллегами трудится и он.
От Зимбабве до Швейцарии
«Ситуация на самом деле довольно плохая. Дело в том, что совершенно невозможно установить одинаковые целевые значения для разных стран, таких как (условно говоря) Зимбабве и Швейцария», – поделился Агранович.
Скажем, для стран, где регулярно повышают педагогическую квалификацию примерно 50% учителей, данная задача безусловно актуальна и в ближайшие годы. Им надо наращивать этот показатель, чтобы улучшить результаты в PISA (международной программе по оценке образовательных достижений, в рамках которой оцениваются знания и навыки учащихся школ в возрасте 15 лет).
«А вот для стран, в которых более 80% учителей повышают квалификацию, наращивание этого показателя ничего не даст», – привел пример эксперт. То же самое можно сказать практически по всем индикаторам устойчивого развития. Еще одна проблема связана с тем, что некоторые индикаторы имеют принципиально противоположную интерпретацию в разных ситуациях и странах.
«Домашний язык» — это преграда или стимул для развития?
Возьмем индикатор, фиксирующий долю детей, обучающихся на языке, на котором разговаривают дома. Вопрос: как его толковать? Коллеги из ЮНЕСКО считают, что чем больше детей, которые обучаются на «домашнем языке», тем лучше. Им в таком случае проще учиться, находить общий язык с учителями, сверстниками.
«Но есть другая точка зрения, которая говорит о том, что если «домашний язык» принадлежит значительному меньшинству в стране, причем на нем нет нормального интернета, то это создает угрозу социализации ученика», – подчеркнул участник конференции.
Вместе с тем есть и хорошая новость. Она в том, что, по оценке ООН, степень достижения Россией целей устойчивого развития (ЦУР 4) близка к максимальному значению.
«Если по чтению мы где-то на уровне Европы и Северной Америки, то по математике уступаем жителям обеих территорий, причем много. Это проблемная точка номер один. А именно – учебные результаты выпускников основной школы, 15-летних подростков», – в то же время акцентировал Марк Агранович.
Почему учителя прощаются со школой
Большой проблемой для России в контексте целей устойчивого развития остается неформальное образование взрослых, дефицит преподавателей-предметников. Согласно данным Росстата, дефицит учителей составляет что-то в пределах 1% (в 2016 году он был на уровне 0,7 процента). Но где предложение на рынке труда? Его нет.
Кроме того, официальная статистика не учитывает «трудовика», который ведет физику, и учителя физкультуры, который преподает математику. Ставки заполняются формально, с понижением качества преподавания.
Директор Центра анализа образовательных данных ФИРО РАНХиГС Евгений Малеванов рассказал о методических подходах к разработке Ключевых направлений развития российского образования для достижений целей и задач устойчивого развития в этой области.
«Разрабатывая этот документ, мы преследовали две цели. С одной стороны, выполняли заказ Минпросвещения РФ, которому необходимо стратегически планировать деятельность сферы образования. С другой стороны, мы очень хотели, чтобы наши разработки стали частью практики специалистов образования уже сегодня», – сообщил докладчик.
В августе 2015 года 193 государства – члена ООН, подписали итоговый документ «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». Из всего перечня целей для системы образования представляется актуальной цель устойчивого развития под четвертым номером (ЦУР 4): «Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех».
Материалы, созданные в рамках реализации Повестки дня, а также стратегических документов Евросоюза и стран с эффективными системами образования, позволят сформировать объективный взгляд на развитие российской системы образования и спрогнозировать ключевые сценарии ее развития с учетом международного опыта.
Для определения новых подходов в сфере управления образованием, учитывающих международный опыт, ФИРО РАНХиГС проводит экспертное обсуждение ключевых направлений развития российского образования для достижения ЦУР 4.
Видео
Трансляция 21 февраля 2020 г.:
Трансляция 20 февраля 2020 г.:
В рамках проработки подходов к анализу методического обеспечения механизмов и инструментов функционирования и развития системы образования необходимо провести структурно-функциональный анализ системы образования с учетом действующей практики и разработанных первичных экспертных материалов, описать состояние, субъекты, объекты функционирования системы образования, включая взаимодействие системы образования и всех ее подсистем с внешними системами, смежными со сферой образования.
Система образования с одной стороны – это опосредованное отражение всех глобальных политических и экономических и иных процессов, с другой – отражение развития современного общества, его проблем, актуальных тематик и вопросов, в то же время основание для формирования общества будущего.
В августе 2015 года 193 государства — члена Организации Объединенных Наций подписали итоговый документ «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». Из всего перечня целей для системы образования представляется актуальной Цель устойчивого развития 4 «Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех» (ЦУР 4). Материалы, созданные в рамках реализации Повестки дня, а также стратегических документов Евросоюза, и стран с эффективными системами образования, позволят сформировать объективный взгляд на развитие российской системы образования и спрогнозировать ключевые тренды, тенденции и сценарии ее развития с учетом международного опыта.
В целях определения подходов к совершенствованию механизмов и инструментов функционирования и развития системы образования Российской Федерации требуется соотнесение сценариев развития системы российского образования с общемировыми тенденциями и Целями устойчивого развития.
Для определения новых подходов в сфере управления образованием, учитывающих международный опыт, ФИРО РАНХиГС проводит экспертное обсуждение ключевых направлений развития российского образования для достижения ЦУР 4. Экспертное обсуждение состоится в формате двухдневной конференции.
Программа
Программа Конференции
20 февраля |
||||||||||||||||||||
10:30 -11:00 |
Регистрация участников
|
|||||||||||||||||||
11.00 – 11.20 |
Открытие Конференции |
Представители Минпросвещения России
|
||||||||||||||||||
11.20 - 11.40 |
Задачи Конференции и организация работы |
Директор ФИРО РАНХиГС М.В. Дулинов |
||||||||||||||||||
11.40 – 12.10 |
Цели устойчивого развития в сфере образования и национальная образовательная политика |
Директор центра мониторинга и статистики образования ФИРО РАНХиГС М.Л. Агранович |
||||||||||||||||||
12.10 – 12.40 |
Методические подходы к разработке Ключевых направлений развития российского образования для достижения целей и задач устойчивого развития в системе образования |
Директор центра анализа образовательных данных ФИРО РАНХиГС Е.Ю. Малеванов |
||||||||||||||||||
12.40-13.00 |
Постановка задач экспертным группам по обсуждению ключевых направлений развития российского образования для достижения целей и задач устойчивого развития в системе образования по секциям |
Директор центра мониторинга и статистики образования ФИРО РАНХиГС М.Л. Агранович |
||||||||||||||||||
13.00-13.20 |
Формирование экспертных групп |
Директор центра мониторинга и статистики образования ФИРО РАНХиГС М.Л. Агранович |
||||||||||||||||||
13:20-14:00 |
Перерыв |
|||||||||||||||||||
14:00 – 16:30 |
|
|||||||||||||||||||
21 февраля |
||||||||||||||||||||
Пленарное заседание |
||||||||||||||||||||
10.30 – 12.00 |
Представление результатов экспертного обсуждения ключевых направлений развития российского образования для достижения целей и задач устойчивого развития в системе образования по секциям |
Модераторы экспертных групп, участники групп |
||||||||||||||||||
12.00 – 13.30 |
Обсуждение результатов, представленных экспертными группами |
Модераторы экспертных групп, участники групп |
||||||||||||||||||
13:30-14:00 |
Подведение итогов Конференции |
Директор ФИРО РАНХиГС М.В. Дулинов |
Презентации
Вопросы для обсуждения на секциях
Задачи достижения ЦУР-4 и глобальные индикаторы (К секции "Российская образовательная политика и Цели устойчивого развития в сфере образования)
Цели устойчивого развития в сфере образования и развитие национальной образовательной системы