Печать

В современных условиях развития экономики и социальной сферы Российской Федерации и изменяющихся мировых экономических и социально-политических процессов, результатов научно-технического прогресса необходимы дальнейшее совершенствование и развитие системы образования в Российской Федерации, обеспечение экспертно-аналитического сопровождения реализации всех направлений развития системы образования в Российской Федерации...

Дата мероприятия: 20-21 февраля 2020 г.
Место проведения: г. Москва, ФИРО РАНХиГС, ул.Черняховского 9, стр.1 (конференц-зал 405)
Стоимость участия: БЕСПЛАТНО

О мероприятии

20 – 21 февраля 2020 года в Федеральном институте развития образования РАНХиГС проходила конференция «Ключевые направления развития российского образования для достижения целей и задач устойчивого развития в системе образования». В мероприятии участвовали более 150 человек из образовательных учреждений, экспертных организаций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. От Министерства просвещения Российской Федерации в работе конференции приняла участие Анна Хамардюк, директор Департамента стратегии, анализа, прогноза и проектной деятельности в сфере образования Минпросвещения России.

 

10 задач, 43 индикатора

«Достижение нашей страной целей устойчивого развития, выработанных государствами – членами ООН в общей Повестке дня на период до 2030 года, в первую очередь подразумевает гармонизацию наших национальных приоритетов с этими целями», – сказал, открывая конференцию, директор Федерального института развития образования РАНХиГС Максим Дулинов.

Было отмечено, что в документе, который в августе 2015 года подписали 193 государства, обозначены 17 целей, четвертая из которых посвящена образованию. Она сформулирована как «обеспечение всеохватного справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех» (ЦУР 4).

Впоследствии были определены 10 задач и 43 индикатора устойчивого развития. Они охватывают все уровни образования; по ним каждая страна будет отчитываться, а ЮНЕСКО (организация при ООН, отвечающая за международное сотрудничество в области культуры, образования и науки) собирать, рассчитывать и представлять соответствующие данные в «парламент наций».

Выступивший с докладом «Цели устойчивого развития в сфере образования и национальная образовательная политика» директор Центра мониторинга и статистики образования ФИРО РАНХиГС Марк Агранович перечислил задачи устойчивого развития ближайшего десятилетия, принятые государствами – членами ООН.

Первая – обеспечить, чтобы все мальчики и девочки (цитата) «завершили получение бесплатного равноправного и качественного начального и среднего образования». Во-вторых, чтобы они «имели равный доступ к качественным системам развития, ухода, дошкольного обучения». Речь также идет о доступе к образованию малых народов, людей с инвалидностью и пр.

Он отметил, что все эти цели завязаны на вопросы трудоустройства и занятости. Важно, чтобы по выходе из школы выпускники могли зарабатывать на жизнь самостоятельно.

По словам эксперта, выделенные 43 индикатора устойчивого развития делятся на 11 глобальных и 32 тематических. Их разрабатывает Институт статистики ЮНЕСКО, где вместе с международными коллегами трудится и он.

От Зимбабве до Швейцарии

«Ситуация на самом деле довольно плохая. Дело в том, что совершенно невозможно установить одинаковые целевые значения для разных стран, таких как (условно говоря) Зимбабве и Швейцария», – поделился Агранович.

Скажем, для стран, где регулярно повышают педагогическую квалификацию примерно 50% учителей, данная задача безусловно актуальна и в ближайшие годы. Им надо наращивать этот показатель, чтобы улучшить результаты в PISA (международной программе по оценке образовательных достижений, в рамках которой оцениваются знания и навыки учащихся школ в возрасте 15 лет).

«А вот для стран, в которых более 80% учителей повышают квалификацию, наращивание этого показателя ничего не даст», – привел пример эксперт. То же самое можно сказать практически по всем индикаторам устойчивого развития. Еще одна проблема связана с тем, что некоторые индикаторы имеют принципиально противоположную интерпретацию в разных ситуациях и странах.

«Домашний язык» — это преграда или стимул для развития?

Возьмем индикатор, фиксирующий долю детей, обучающихся на языке, на котором разговаривают дома. Вопрос: как его толковать? Коллеги из ЮНЕСКО считают, что чем больше детей, которые обучаются на «домашнем языке», тем лучше. Им в таком случае проще учиться, находить общий язык с учителями, сверстниками.

«Но есть другая точка зрения, которая говорит о том, что если «домашний язык» принадлежит значительному меньшинству в стране, причем на нем нет нормального интернета, то это создает угрозу социализации ученика», – подчеркнул участник конференции.

Вместе с тем есть и хорошая новость. Она в том, что, по оценке ООН, степень достижения Россией целей устойчивого развития (ЦУР 4) близка к максимальному значению.

«Если по чтению мы где-то на уровне Европы и Северной Америки, то по математике уступаем жителям обеих территорий, причем много. Это проблемная точка номер один. А именно – учебные результаты выпускников основной школы, 15-летних подростков», – в то же время акцентировал Марк Агранович.

Почему учителя прощаются со школой

Большой проблемой для России в контексте целей устойчивого развития остается неформальное образование взрослых, дефицит преподавателей-предметников. Согласно данным Росстата, дефицит учителей составляет что-то в пределах 1% (в 2016 году он был на уровне 0,7 процента). Но где предложение на рынке труда? Его нет.

Кроме того, официальная статистика не учитывает «трудовика», который ведет физику, и учителя физкультуры, который преподает математику. Ставки заполняются формально, с понижением качества преподавания.

Директор Центра анализа образовательных данных ФИРО РАНХиГС Евгений Малеванов рассказал о методических подходах к разработке Ключевых направлений развития российского образования для достижений целей и задач устойчивого развития в этой области.

«Разрабатывая этот документ, мы преследовали две цели. С одной стороны, выполняли заказ Минпросвещения РФ, которому необходимо стратегически планировать деятельность сферы образования. С другой стороны, мы очень хотели, чтобы наши разработки стали частью практики специалистов образования уже сегодня», – сообщил докладчик.

В августе 2015 года 193 государства – члена ООН, подписали итоговый документ «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». Из всего перечня целей для системы образования представляется актуальной цель устойчивого развития под четвертым номером (ЦУР 4): «Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех».

Материалы, созданные в рамках реализации Повестки дня, а также стратегических документов Евросоюза и стран с эффективными системами образования, позволят сформировать объективный взгляд на развитие российской системы образования и спрогнозировать ключевые сценарии ее развития с учетом международного опыта.

Для определения новых подходов в сфере управления образованием, учитывающих международный опыт, ФИРО РАНХиГС проводит экспертное обсуждение ключевых направлений развития российского образования для достижения ЦУР 4.

 

Видео



Трансляция 21 февраля 2020 г.:



Трансляция 20 февраля 2020 г.:

 

В рамках проработки подходов к анализу методического обеспечения механизмов и инструментов функционирования и развития системы образования необходимо провести структурно-функциональный анализ системы образования с учетом действующей практики и разработанных первичных экспертных материалов, описать состояние, субъекты, объекты функционирования системы образования, включая взаимодействие системы образования и всех ее подсистем с внешними системами, смежными со сферой образования.

Система образования с одной стороны – это опосредованное отражение всех глобальных политических и экономических и иных процессов, с другой – отражение развития современного общества, его проблем, актуальных тематик и вопросов, в то же время основание для формирования общества будущего.

В августе 2015 года 193 государства — члена Организации Объединенных Наций подписали итоговый документ «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». Из всего перечня целей для системы образования представляется актуальной Цель устойчивого развития 4 «Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех» (ЦУР 4). Материалы, созданные в рамках реализации Повестки дня, а также стратегических документов Евросоюза, и стран с эффективными системами образования, позволят сформировать объективный взгляд на развитие российской системы образования и спрогнозировать ключевые тренды, тенденции и сценарии ее развития с учетом международного опыта.

В целях определения подходов к совершенствованию механизмов и инструментов функционирования и развития системы образования Российской Федерации требуется соотнесение сценариев развития системы российского образования с общемировыми тенденциями и Целями устойчивого развития.

Для определения новых подходов в сфере управления образованием, учитывающих международный опыт, ФИРО РАНХиГС проводит экспертное обсуждение ключевых направлений развития российского образования для достижения ЦУР 4. Экспертное обсуждение состоится в формате двухдневной конференции.

Программа

 

Программа Конференции

20 февраля

10:30 -11:00

Регистрация участников

 

11.00 – 11.20

Открытие Конференции

Представители Минпросвещения России

 

11.20 - 11.40

Задачи Конференции и организация работы

Директор ФИРО РАНХиГС М.В. Дулинов

11.40 – 12.10

Цели устойчивого развития в сфере образования и национальная образовательная политика

Директор центра мониторинга и статистики образования ФИРО РАНХиГС М.Л. Агранович

12.10 – 12.40

Методические подходы к разработке Ключевых направлений развития российского образования для достижения целей и задач устойчивого развития в системе образования

Директор центра анализа образовательных данных ФИРО РАНХиГС Е.Ю. Малеванов

12.40-13.00

Постановка задач экспертным группам по обсуждению ключевых направлений развития российского образования для достижения целей и задач устойчивого развития в системе образования по секциям

Директор центра мониторинга и статистики образования ФИРО РАНХиГС М.Л. Агранович

13.00-13.20

Формирование экспертных групп

Директор центра мониторинга и статистики образования ФИРО РАНХиГС М.Л. Агранович

13:20-14:00

Перерыв

14:00 – 16:30

 

Группа

Модератор

Гр. I.

Современные тенденции развития образования

А.В. Дождиков, аналитик центра анализа образовательных данных ФИРО РАНХиГС

Гр. II.

Российская образовательная политика и Цели устойчивого развития в области образования

Директор центра мониторинга и статистики образования ФИРО РАНХиГС М.Л. Агранович

Гр. III.

Направления развития российского образования до 2035 г. для обеспечения достижения Целей устойчивого развития и с учетом современных мировых тенденций развития образования

Директор центра анализа образовательных данных ФИРО РАНХиГС Е.Ю. Малеванов

Гр. IV.

Условия и меры, обеспечивающие достижение Целей устойчивого развития в области образования в Российской Федерации.

Н.Ф. Родичев, ведущий научный сотрудник центра профессиональной подготовки и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС

Б.В. Илюхин, директор центра систем оценки и управления качеством образования

Гр. V.

Мониторинг достижения Целей устойчивого развития в области образования в Российской Федерации

И.В. Селиверстова, заместитель директора центра мониторинга и статистики образования

21 февраля

Пленарное заседание

10.30 – 12.00

Представление результатов экспертного обсуждения ключевых направлений развития российского образования для достижения целей и задач устойчивого развития в системе образования по секциям

Модераторы экспертных групп, участники групп

12.00 – 13.30

Обсуждение результатов, представленных экспертными группами

Модераторы экспертных групп, участники групп

13:30-14:00

Подведение итогов Конференции

Директор ФИРО РАНХиГС М.В. Дулинов

Фото